$MART БЛОГ

пятница, октября 12, 2007

Как заманить Одноклассников в Круг?

Один из последних трендов Рунета - активное использование аудиторией социальных сетей. Мне известны случаи, когда компании были вынуждены заблокировать доступ сотрудников к ВКонтакте.ру, Одноклассники.ру и МойКруг.ру из-за перерасхода траффика и "саботажа" рабочих процессов. Похоже мы находимся на пороге бума социальных сетей в России, по крайней мере в Москве и С.Петербурге это увлечение носит тотальный характер.

Действительно, новые сервисы, ставшие клонами западных LinkedIn.com, Facebook.com и Classmates.com, завоёвывают Рунет с беспощадной стремительностью.

Что любопытно, позиционирование западных прообразов достаточно четкое:
  • LinkedIn - сеть деловых контактов;
  • Classmates - сеть однокласников и однокурсников;
  • Facebook - сеть друзей, объединяющая элементы первых двух сетей.
В России ситуация похожая:
  • "МойКруг" - аналог LinkedIn;
  • "Одноклассники" - аналог Classmates;
  • "ВКонтакте" - аналог Facebook.
Правильно? Не совсем.

Так, Яндекс, после покупки "МойКруг" начал борьбу за аудиторию "Одноклассников" и, отчасти, "ВКонтакте". Взгляните на то как рекламируется сервис на домашней странице Яндекса:


Мы видим изменение стратегического курса, с целью завербовать больше "адептов" и увеличить траффик. Ведь ясно, что даже имея аккаунты во всех системах пользователь, рано или поздно, забывает про аутсайдеров, отдавая предпочтение одному из сервисов.

Например, "ВКонтакте" активно переманивает пользователей "Одноклассников" и уже сейчас, если у вас есть аккаунты в этих системах, вы можете по своим друзьям проследить эту миграцию. Время пользователя ограничено и он не будет присутствовать в обоих сетях, одна из них будет вынуждена уступить.

В ситуации Яндекса решение побороться за аудиторию двух конкурентов понятно и логично ("просто друзей" больше чем "деловых"), но вот насколько это осуществимо - вопрос.

Для сравнения обратимся к прообразам с Запада: LinkedIn и Facebook. Начиная с интерфейса и заканчивая функциональными возможностями сервисы ориентируются не просто на разную аудиторию (в конце концов у многих есть аккаунты и там и там), сколько на разное "состояние" этой аудитории.

Так, LinkedIn - это деловой клуб, а Facebook - веселая вечеринка. Объеденить эти два явления едва ли можно. Это как два параллельных мира, у которых различий больше чем общих черт. В первой сети вывешивают свое резюме, налаживают контакты с коллегами, ищут потенциальных клиентов (по крайней мере, на рынке b2b), тогда как во второй вывешивают фотографии, болтают с друг другом на "стенах", а также организуют встречи выпускников.

Получается, что хотя сети и могут формально иметь значительное число общих пользователей, они едва ли могут подходить и для делового и для дружеского общения.

К слову, про общение. Почему "ВКонтакте" побеждает "Одноклассников"? По простой причине - это более удобная и функциональная платформа именно для общения. Для того, чтобы "МойКруг" начал утягивать эту же аудиторию, ему придется внедрить целый ряд свойств, чтобы превратить "кофейню бизнес-семинара" в "веселый бар с караоке". Но осуществив эту трансформацию, будет потеряна нишевая ориентация на деловую сеть.

И все же пофантазируем. Как поступить Яндексу с "МойКруг", чтобы привлечь в него аудиторию "Одноклассников" и "ВКонтакте"?

  1. Обновить интерфейс, избавившись от "деловой ориентации" (создать универсальную "всеядную" оболочку);
  2. Внедрить сервисы для облегчения общения (создать платформу для общения друзей не уступающую "ВКонтакте");
  3. Создать варианты "профилей" - "деловой/обычный", которые в зависимости от текущего выбора пользователя будут влиять на раскладку интерфейса ("деловой" или "веселый");
  4. Создать разные виды кругов: "Деловой Круг", "Моя школа", "Мой ВУЗ", "Мои друзья" - у каждого круга индивидуальная настройка доступа к профилю пользователя и другим кругам (скажем, бизнес-коллегам необязательно видеть то, что доступно друзьям);
  5. Создать инструменты по интеграции с разными почтовыми службами (Яндекс.ру, Мейл.ру, Гмейл.ру, Рамблер.ру и тд) для отправки автоматических приглашений вступить в "МойКруг" (преодоление барьеров переключения, а также вирусное увеличение состава сети);
  6. Добиться лидерства над конкурентами во внедрении новых возможностей социальной сети как в "деловой", так и в "дружеской" сфере (удержание текущих пользователей, миграция пользователей от конкурентов);
  7. Позиционировать продукт как "Универсальную Сеть Друзей, Однокласников и Коллег". При этом проводя нишевые рекламные кампании по каждому из профилей (друзья, одноклассники, деловые).
А может быть Яндексу стоит приобрести "ВКонтакте" или "Одноклассников" для более гибкой позиции и разведения сервисов по типам "деловой" и "веселый"?

Ответ на этот вопрос лежит в плоскости денег - что выгоднее: инвестировать в доработку "МойКруг" и его продвижение или приобрести уже готовую сеть? Также не стоит забывать и про временной фактор: если вы и все ваши друзья и одноклассники уже находяться "ВКонтакте" то имеет ли вам смысл переносить свое общение в "МойКруг", если первая сеть вас полностью устраивает?

Ярлыки: , , , , ,

Добавить на News2.ru   Забобрить эту страницу!   Добавить на Newsland.ru   Добавить на Habr   Добавить на Moikrug

16 Comments:

  • Замечательный пост, замечательный обзор. Единственное, с чем я не согласна, это с тем, что Мой круг предназначен именно для делового общения, как LinkedIn. Для делового общения у него черечур веселый интерфейс, слишком легко находятся одноклассники, более-менее находятся коллеги (однако при этом если люди, работающие в одной компании, назовут ее слегка по-разному, например, с ОАО и без ОАО, то найти друг друга будет проблематично), а эта проблема как раз решена лучше всего на Facebook, а не на LinkedIn. Да и инструментария для делового общения недостаточно, на мой взгляд. Например, моим основным инструментом в работе с LinkedIn является их тулбар для Outlook, который сразу же показывает мне, есть ли люди, с которыми я переписываюсь, на Outlook, и позволяет сразу же их пригласить в свою сеть. Плюс рекомендации, вопросы-ответы и упомянутый вами импорт из почтовых систем. Мой круг существенно проще по функциональности и как-то легче в нем находить одноклассников, чем деловых партнеров.

    By Anonymous Svetlana Gladkova, at 2:21 ПП  

  • Очень разумно, и идеи для Яндекса уникальные.
    Но если "МойКруг" начнет быть похожим на "Одноклассники" или "В Контакте", то я перестану им пользоваться, потому что для меня "Мой Круг" - это сеть деловых контактов, место, где могу отследить миграцию коллег из одной компании в другую, плюс возможность найти нужную контактную информацию.

    Если (но это вряд ли) Яндекс сделает несколько автономно настраиваемых кругов, то возможно, останусь, но потом будет тяжело перетащить всех из тех же самых "Одноклассников" и иже с ними.

    By Anonymous Sergey, at 2:27 ПП  

  • а почему ВКонтакте побеждает Одноклассников?
    По моему как раз наоборот....:

    http://www.liveinternet.ru/rating/ru/meeting/month.html

    By Anonymous Анонимный, at 2:38 ПП  

  • Анонимный --- по рейтингу Алексы, как раз наоборот, но дело не в абсолютных цифрах, а в динамике, вы посмотрите как сильно прибавляет "ВКонтакте" из месяц в месяц, уже по этому графику будет видно, что побеждает и "в одну калитку" причем.

    Сергей --- Про это я и говорю, сделать универсальный продукт (сервис) и для "делового" и для "веселого" общения очень тяжело, если не сказать невозможно. Потеряется нишевое позиционирование и такие клиенты как вы уйдут в другие деловые сети.

    Светлана --- И тем не менее, МойКруг на сегодня именно деловая сеть. Оцените интерфейс - вакансии, опция "ищу работу" и блок "ищете работу?". Плюс блоги и обсуждения, в которых чаще обсуждают именно деловые вопросы. Ну а то, что МойКруг не идеален - так это понятно. И сравнить его с возможностями западных аналогов не стоит.

    By Blogger Михаил Пеньковский, at 3:56 ПП  

  • При наличии LinkedIn мойкруг - лишняя сущность,

    By Blogger arkanoid, at 3:13 ДП  

  • Недавно появился ещё "Мой Мир" - my.mail.ru

    By Blogger Dmitry Zub, at 8:38 ДП  

  • Анализ в целом верный и правильный. Мне лично социальная сеть такого рода не нужна - ни для "резюме", ни для бизнеса, ни для тусовки. Но меня регулярно приглашают во всякие сети, так что у меня есть экаунты во всех сетях дло LinkedIn включительно. И кто-то там постоянно устанавливает связи итд итп. Ну я не отказываю, но и не пользуюсь всем этим. Мне лично эти сервисы не нужны.
    Но что касается "однокласников" то давно не встречал столь бездарно технически реализованого проекта (( Так по уродски все сделать нужно уметь. Именно поэтому я просто закрыл там все нафиг.

    By Anonymous Михаил Елашкин, at 9:05 ДП  

  • В принципе еще можно делать разные сервисы с пересечением по базе. Тогда остается и нищевое позиционирование и широкий охват.

    Ну и баги понятно поправить. Например вот такую неприятную вещь:
    -- ресурс "Мой круг" -----------
    Я указал две компании, в которых работал. Пусть это будут периоды 2001-2002 и 2003-2005. Если я просматриваю список людей, работавших в первой компании, то у всех все корректно, но напротив моего имени указывается вторая компания и период работы (2003 - 2005)
    Выглядит обескураживающе.

    Как говорил Винни Пух: "Не то чтобы ты совсем не попал, но ты не попал в шарик..."
    --------------------------
    Что же касается "размывания" компании (если люди, работающие в одной компании, назовут ее слегка по-разному, например, с ОАО и без ОАО), то эта проблема классическая и известна лет 30 - 50. Существует несколько способов решения. Любой из них - изменение архитектуры, т.е. очень серьезные переделки. Выбрать рекомендую тот способ, который предусматривает изменение названия компании во времени. С объединением/делением, иерархией холдингов и т.д. заморочиться тоже можно, но это совсем тяжко. Тут уже и опытный аналитик и опытный архитектор нужен.

    --
    Сергей Мартыненко aka SALar

    By Anonymous Анонимный, at 11:08 ДП  

  • Arkanoid --- это верно, если вы работаете только на Запад, а если вам нужны деловые контакты в России LinkedIn мало полезен.

    By Blogger Михаил Пеньковский, at 11:44 ДП  

  • Михаил Елашкин --- вот именно поэтому "ВКонтакте" и стал переманивать пользователей "Одноклассников". Пользователю был предложен не только более широкий (больше функционала), но и более удобный сервис. Причем велосипед то выдумывать не надо - смотри на Facebook и другие западные аналоги и заимствуй все лучшее.

    By Blogger Михаил Пеньковский, at 11:46 ДП  

  • С точки зрения деловых контактов - E-xecutive сильный конкурент, с которого люди не спешат переключаться. Еще 2 клона MySpace - "Мой Мир" на мейл-ру и LiveInternet. Есть опасение, что при попытке расширить аудиторию МоегоКруга возникнет как раз сообщество тинейджеров, конкурирующее с этими двумя.

    Вообще, некий портал, интегрирующий в себя данные с нескольких сервисов, мог-бы пользоваться спросом. Чтобы можно было посмотреть, что происходит в разных сервисах. Кто прислал сообщение, кто опубликовал фотки, кто написал в блог. Частично это можно решить с помощью RSS-агрегатора.

    By Blogger Сергей, at 1:25 ПП  

  • Мой Круг был и остается деловой сетью. Реклама с "одноклассниками" была временной мерой, чтобы нагнать рафик. К сожалению, потом ее "забыли" отключить. И позиционирование все больше размывается. МК никогда не станет развлекательной сетью и сетью общения - для этого есть я.ру, и возможны покупки некоторых других проектов.

    By Blogger Anton, at 1:03 ПП  

  • Anton --- и мне кажется это правильным, МойКруг как деловая сеть имеет все шансы развить успех.

    By Blogger Михаил Пеньковский, at 1:58 ПП  

  • Я не понимаю, какой доход может иметь проект "Вконтакте.ру", например.. Есть мнение, что проект был создан на финансирование ФСБ в качестве некой базы данных или даже инструмента для отслеживания каких-либо тенденций, настроений в молодежных субкультурах. При такой позиции, естественно, вся приватная переписка между пользователями просматривается безо всякого спросу, тайно.
    Кстати заметил, что полностью свою страницу с "контакта" удалить невозможно - она останется висеть у них где-то в базе данных. О каком же тогда деловом общении тут может идти речь..
    Есть ли какое-нибудь мнение на этот счет?

    По поводу других сетей ничего сказать не могу, т.к. никогда там не регистрировался.
    Правда, понравился интересный, хоть пока еще и довольно сырой проект "МОЙ МИР" ( кажется так называется). Там есть любопытная функция - интерактивная карта города, на которой отмечены юзеры. Система "добавления в друзья" примерно такая же как "вконтакте".
    Есть зарубежный аналог такого "интерактивного города" ?

    By Anonymous Pavel, at 11:46 ПП  

  • Ответ Pavlu. Безусловно подобные сервисы, как и все в этом мире может иметь двойное назначение на это указывают философские, физические, психологические и математические законы. Полный перечень писать не буду. А по сути существует свобода выбора. Поэтому каждый должен определиться сам. А в целом, если не анализировать источники финансирования, или не исходить из принципа "Кому это выгодно?", то это сервисы которые помогают людям найти друг друга, причем в таких обстоятельствах о которых раньше невозможно было и подумать. Поэтому "Каждому свое..."

    By Anonymous Анонимный, at 2:26 ПП  

  • To Михаил Елашкин

    А что в одноклассниках сделано более уродски чем в vkontakte, LinkedIn и т.д. ?
    У меня есть аккаунты везде.
    В итоге продолжаю оставаться в одноклассниках только потому, что не страдаю паранойей для создания излишних кругов на воде и не люблю перегруженного пимпочками и пампочками интерфейса для подростковой тусовки.
    Но если действительно надо кого-то найти, то одноклассники - это самое оно.
    А дальше - в почту и куда хотите.

    Но следить за перемещениями коллег из фирмы в фирму, это позвольте не социальная, это какая-то унитазная сеть.

    By Anonymous Анонимный, at 10:05 ПП  

Отправить комментарий

<< Home