Сегодня только ленивый не говорит про web 2.0 и социальные сети. На Западе, уже появился новый термин для обозначения маркетинга в социальных сетях -
Social Media Marketing (SMM).
Как круги от брошеного в воду камня - стали появляться статьи, блоги и рекламные агенства, специализирующиеся на новомодном инструменте. Явление это вполне логичное – все хотят запрыгнуть на коня, до того как рынок сформировался.
Но так ли нужен SMM? Не является ли он однодневкой? Не рано ли маркетологи стали интегрировать данный инструмент в свою работу?
Попробуем вместе разобраться «от обратного», то есть от результатов, которые мы можем получить от «маркетинга социальных сетей».
А в чистом виде, маркетинговые коммуникации в социальных сетях могут срезультировать в:
Под
действиями подразумевается вступление пользователей в дискуссии на сайтах news 2.0, заход на оригинальную ссылку (ваш сайт), покупка вашего товара или услуги.
Под
знаниями, понимаем узнаваемость вашего продукта или услуги, и как продвинутый вариант – закрепление в умах уникального позиционирования вашей компании (продуктов, услуг).
Каким образом «действия» и «знания» влияют на весь комплекс маркетинга вашей компании?
БрендингОттолкнемся от «знаний», которые вы сможете распространять о своей компании через социальные сети новостей.
Будучи сфокусированными вокруг уникального позиционирования, новости способны выполнить работу по закреплению «обещаний» вашего бренда.
Так, если вы производите программное обеспечение для веб-разработчиков, то регулярный вброс новостей-ссылок на ваши аналитические статьи в этой области, способен закрепить ваш профессиональный статус среди читателей news 2.0.Учитывая, что сегодня читатели новостей 2.0, как правило, люди «продвинутые» в IT, либо любящие все новое, вы коммуницируете с так называемыми influencers, то есть «влиятельными» фигурами, которые способны распространить вашу новость подобно вирусу дальше - своим более «простым» знакомым и коллегам.
В этом смысле, с точки зрения брендинга social media – просто еще один канал коммуникаций, с несколько другой аудиторией нежели традиционные.
PR«Знания» помноженные на действия в виде обсуждений новости на сайтах, где она размещена – являются в чистом виде PR-инструментом.
Тут важно обеспечить обратную связь с комментирующими, и не впадая в «форумный флейм», конструктивно отвечать на вопросы и мнения, если таковые появятся.
Опять, повторюсь, про особую аудиторию, которая подобно «хабам» (узлам) способна ретранслировать ваши сообщения другим пользователям.
Потенциальные клиентыСуществует общее мнение, что сегодня аудитория социальных сетей не приносит доход: ни в покупках продуктов и услуг онлайн, ни в активном нажатие на рекламные баннеры и ссылки.
Тому есть видимые объяснения: аудитория news 2.0 «цинична» и слабо поддается импульсным, эмоциональным покупкам. Плюс, среди пользователей этих сетей достаточно много студентов и лиц до 30 лет, платежеспособность которых также ставится под сомнение.
В сухом остатке получается, что аудитория социальных сетей не является копиркой массового рынка, на который можно выйти с помощью стандартных Интернет СМИ, газет, радио и ТВ.
Поэтому увеличить продажи здесь сложно в краткосрочный период, однако возможно в долгосрочной переспективе за счет возможностей данной аудитории привлекать-влиять на более массового клиента.
Стоит отметить, что в России, с нашим уровнем проникновения Интернет в массы, дела обстоят еще более консервативно.
Жалобная книгаИзвестно, что в США, где, пожалуй, самое большое количество блоггеров на душу населения, компании стали тщательнее следить за качеством обслуживания своих клиентов.
Причина проста – теперь качество обслуживания не может быть «средним», как температура в больнице в известной шутке из области статистики.
Действительно, вы можете поддерживать приемлимые стандарты качества, но если вы крупно ошибетесь пару раз и недовольный клиент окажется блоггером – вы рискуете, что данный, возможно, единичный случай будет воспринят и распространен как норма.
Что это сулит в плане системы социальных новостей?
Тот же эффект умноженный на два. Учитывая, техническую интеграцию блогов и социальных новостей, такие частные случае, поданые в скандальной, провакационной манере могут подорвать ваш авторитет.
В западной блогосфере широко обсуждаются случай плохого обслуживания некоторых банков, получается эффект домино: один авторитетный блоггер рассказал свою печальную историю общения с банковским представителем по телефону, другой подхватил и вспомнил, что этот же банк и его не порадовал - и понеслось. Также вспоминается как в дневниках LiveJournal некоторые пользователи пересказывали свой отрицательный опыт общения с появившимся в России CitiBank. Ссылки на эти истории мгновенно распространялись по ICQ и по прочим "похитителям времени" - в результате, правда это или нет - но репутация CitiBank была измазана ложкой дегтя.В таких случая, необходимо как минимум мониторить социальные сети и блоги, оперативно реагируя на сильно запущенные случаи.
Что в итоге?Какую роль играют социальные сети для компаний? Можно ли констатировать, что маркетологам необходимо в обязательном порядке внедрять данный инструмент?
Мое мнение состоит в следующем.
- Проанализируйте насколько близок ваш продукт (услуга, сайт) для аудитории социальных сетей и можете ли вы использовать их силу, в качестве «хабов», продвигающих информацию о вашем продукте или услуге более «простым» пользователям.
- Оптимизируйте ваш веб-сайт под социальные сети, это не требует много ресурсов, главное один раз внедрить а затем анализировать результаты;
- «Копируйте» интересные новости от вашей компании на news 2.0 ресурсы (при этом, адапатируйте заголовки и описание новостей под аудиторию) - это не требует много времени и ресурсов (можно отдать на аутсорсинг), но способно укреплять ваш бренд;
- Нарабатывайте опыт использования различных тактик работы с social media, в будущем, при росте влияния данного инструмента, этот опыт может пригодится.
Для возможности сделать выводы, годится ли данный инструмент для вашей компании – важно применять social media marketing не в течении месяца-двух, а значительное время – хотя бы полгода-год. Фиксировать статистические данные (отклики на новости, количество обсуждений, траффик и тд) и анализировать итоги.
Сегодня, данный инструмент скорее модная игрушка, однако, в случае если через пару лет Social Media Marketing превратиться в серьезное оружие, вам лучше уметь им пользоваться, чем осваивать с нуля.
Ярлыки: брендинг, интернет-маркетинг, маркетинг, social media marketing