$MART БЛОГ

среда, февраля 28, 2007

Влияние качества на результативность маркетинга и продаж

Среди маркетологов есть поверье, что недовольный клиент рассказывает о своем неудачном опыте десяти своим знакомым и друзьям, в то время как довольный поделится впечатлением о вашем продукте с двумя-тремя людьми. В сегодняшней заметке я хочу поделится своими наблюдениями о влиянии качества продукта и обслуживания на итоговую результативность маркетинга и продаж.

В этой известной цифре (-10 и +3) есть открытый вопрос, что дальше происходит с негативной информацией, которую получают десять друзей неудовлетворенного клиента?

Логично предположить, что особо впечатлительные или референтные к данному продукту, расскажут об услышанном негативе своим друзьям, не десяти конечно но двум-трем могут.
Таким образом, цифра 1:10, легко превращается в 1:15, а в случае брутального негатива, пропорция может быть еще больше.

Чем это грозит? Подсчитать, впринципе несложно, зная свою рыночную долю, например 10% и зная процент недовольных, можно, пусть и грубо, но сказать насколько серьезно их влияение. Так?

Так, да не очень В оценке качества продукта и услуги, нельзя забывать о конкурентной среде, как бы не меркантильно это звучало по отношению к потребителям.

Приведу простой пример из жизни. В вашем микрорайоне находится четыре парикмахерские (дались они мне!), работающие приблизительно в одном ценовом диапазоне. Качество стрижек (я не знаток, правда), в них одно и тоже, но в той, что находится ближе всего к вашем дому хамское обслуживание и «неопрятный» интерьер.

Логично, что при богатстве выбора смена парикмахерской дается легче легкого и парикмахерская-аутсайдер будет постоянно терять в повторных покупках и недополучать новых клиентов.

Но случилось бы это, если в округе просто нет альтернативы? Представим пригородный поселок, где есть парикмахерская-монополист. Хочешь не хочешь, но большинство населения будут мириться с огрехами в обслуживании.

В последнем номере «Коммерческого директора» (Sales & Marketing Management), в заметке «Точка кипения», приводятся любопытные данные об уровне удовлетворенности клиентов и влиянии этого показателя на отток клиентов к конкурентам.

Любопытно, что отток может начаться уже при уровне удовлетворенности ниже 8 из 10 баллов. Но, важнее не личный уровень компании, а то как это соотносится с продуктами конкурентов. Утверждается, что для удержания клиентов желательно иметь гандикап хотя бы в 20%.

Но, вернемся к заглавной теме сегодняшнего поста, как маркетолог может оценить эффективность своих акций и результативность продаж исходя из качества продуктов?

Как говорит народная мудрость, управлять можно только тем, что можно измерить, поэтому маркетологи должны внедрить систему показателей, оценивающую качество продукта и обслуживания и регулярно «обновлять» ее.

В случае с программными продуктами – обновления показателей качества могут происходить от версии к версии, а уровня технической поддержки ежемесячно.

Далее, в оценке ROI рекламных кампаний, а также комплекса маркетинга вообще, необходимо использовать коэффициент удовлетворенности при оценки результативности.

Еще одно наблюдение. Даже «внутри» вашей целевой аудитории существуют разные группы клиентов с немного разными критериями качества. В том же программном обеспечение – критерии качества у «чайников» - одни, у «продвинутых» другие. Посоветовать здесь можно лишь внедрение двух-трех критерие для разных групп пользователей, разделяя их каким нибудь предваряющим вопросом-фильтром.

Если у кого то есть свои примеры из личной практики по данной теме, прошу высказываться в комментариях!

Ярлыки: , ,

Добавить на News2.ru   Забобрить эту страницу!   Добавить на Newsland.ru   Добавить на Habr   Добавить на Moikrug

вторник, февраля 20, 2007

Social Media Marketing: взгляд с обратной стороны

Сегодня только ленивый не говорит про web 2.0 и социальные сети. На Западе, уже появился новый термин для обозначения маркетинга в социальных сетях - Social Media Marketing (SMM).

Как круги от брошеного в воду камня - стали появляться статьи, блоги и рекламные агенства, специализирующиеся на новомодном инструменте. Явление это вполне логичное – все хотят запрыгнуть на коня, до того как рынок сформировался.

Но так ли нужен SMM? Не является ли он однодневкой? Не рано ли маркетологи стали интегрировать данный инструмент в свою работу?

Попробуем вместе разобраться «от обратного», то есть от результатов, которые мы можем получить от «маркетинга социальных сетей».

А в чистом виде, маркетинговые коммуникации в социальных сетях могут срезультировать в:
  • действиях и...
  • знаниях.
Под действиями подразумевается вступление пользователей в дискуссии на сайтах news 2.0, заход на оригинальную ссылку (ваш сайт), покупка вашего товара или услуги.

Под знаниями, понимаем узнаваемость вашего продукта или услуги, и как продвинутый вариант – закрепление в умах уникального позиционирования вашей компании (продуктов, услуг).

Каким образом «действия» и «знания» влияют на весь комплекс маркетинга вашей компании?

Брендинг
Оттолкнемся от «знаний», которые вы сможете распространять о своей компании через социальные сети новостей.

Будучи сфокусированными вокруг уникального позиционирования, новости способны выполнить работу по закреплению «обещаний» вашего бренда.

Так, если вы производите программное обеспечение для веб-разработчиков, то регулярный вброс новостей-ссылок на ваши аналитические статьи в этой области, способен закрепить ваш профессиональный статус среди читателей news 2.0.

Учитывая, что сегодня читатели новостей 2.0, как правило, люди «продвинутые» в IT, либо любящие все новое, вы коммуницируете с так называемыми influencers, то есть «влиятельными» фигурами, которые способны распространить вашу новость подобно вирусу дальше - своим более «простым» знакомым и коллегам.

В этом смысле, с точки зрения брендинга social media – просто еще один канал коммуникаций, с несколько другой аудиторией нежели традиционные.

PR
«Знания» помноженные на действия в виде обсуждений новости на сайтах, где она размещена – являются в чистом виде PR-инструментом.

Тут важно обеспечить обратную связь с комментирующими, и не впадая в «форумный флейм», конструктивно отвечать на вопросы и мнения, если таковые появятся.

Опять, повторюсь, про особую аудиторию, которая подобно «хабам» (узлам) способна ретранслировать ваши сообщения другим пользователям.

Потенциальные клиенты
Существует общее мнение, что сегодня аудитория социальных сетей не приносит доход: ни в покупках продуктов и услуг онлайн, ни в активном нажатие на рекламные баннеры и ссылки.

Тому есть видимые объяснения: аудитория news 2.0 «цинична» и слабо поддается импульсным, эмоциональным покупкам. Плюс, среди пользователей этих сетей достаточно много студентов и лиц до 30 лет, платежеспособность которых также ставится под сомнение.

В сухом остатке получается, что аудитория социальных сетей не является копиркой массового рынка, на который можно выйти с помощью стандартных Интернет СМИ, газет, радио и ТВ.

Поэтому увеличить продажи здесь сложно в краткосрочный период, однако возможно в долгосрочной переспективе за счет возможностей данной аудитории привлекать-влиять на более массового клиента.

Стоит отметить, что в России, с нашим уровнем проникновения Интернет в массы, дела обстоят еще более консервативно.

Жалобная книга
Известно, что в США, где, пожалуй, самое большое количество блоггеров на душу населения, компании стали тщательнее следить за качеством обслуживания своих клиентов.

Причина проста – теперь качество обслуживания не может быть «средним», как температура в больнице в известной шутке из области статистики.

Действительно, вы можете поддерживать приемлимые стандарты качества, но если вы крупно ошибетесь пару раз и недовольный клиент окажется блоггером – вы рискуете, что данный, возможно, единичный случай будет воспринят и распространен как норма.

Что это сулит в плане системы социальных новостей?

Тот же эффект умноженный на два. Учитывая, техническую интеграцию блогов и социальных новостей, такие частные случае, поданые в скандальной, провакационной манере могут подорвать ваш авторитет.

В западной блогосфере широко обсуждаются случай плохого обслуживания некоторых банков, получается эффект домино: один авторитетный блоггер рассказал свою печальную историю общения с банковским представителем по телефону, другой подхватил и вспомнил, что этот же банк и его не порадовал - и понеслось.

Также вспоминается как в дневниках LiveJournal некоторые пользователи пересказывали свой отрицательный опыт общения с появившимся в России CitiBank. Ссылки на эти истории мгновенно распространялись по ICQ и по прочим "похитителям времени" - в результате, правда это или нет - но репутация CitiBank была измазана ложкой дегтя.

В таких случая, необходимо как минимум мониторить социальные сети и блоги, оперативно реагируя на сильно запущенные случаи.

Что в итоге?
Какую роль играют социальные сети для компаний? Можно ли констатировать, что маркетологам необходимо в обязательном порядке внедрять данный инструмент?

Мое мнение состоит в следующем.
  1. Проанализируйте насколько близок ваш продукт (услуга, сайт) для аудитории социальных сетей и можете ли вы использовать их силу, в качестве «хабов», продвигающих информацию о вашем продукте или услуге более «простым» пользователям.
  2. Оптимизируйте ваш веб-сайт под социальные сети, это не требует много ресурсов, главное один раз внедрить а затем анализировать результаты;
  3. «Копируйте» интересные новости от вашей компании на news 2.0 ресурсы (при этом, адапатируйте заголовки и описание новостей под аудиторию) - это не требует много времени и ресурсов (можно отдать на аутсорсинг), но способно укреплять ваш бренд;
  4. Нарабатывайте опыт использования различных тактик работы с social media, в будущем, при росте влияния данного инструмента, этот опыт может пригодится.
Для возможности сделать выводы, годится ли данный инструмент для вашей компании – важно применять social media marketing не в течении месяца-двух, а значительное время – хотя бы полгода-год. Фиксировать статистические данные (отклики на новости, количество обсуждений, траффик и тд) и анализировать итоги.

Сегодня, данный инструмент скорее модная игрушка, однако, в случае если через пару лет Social Media Marketing превратиться в серьезное оружие, вам лучше уметь им пользоваться, чем осваивать с нуля.

Ярлыки: , , ,

Добавить на News2.ru   Забобрить эту страницу!   Добавить на Newsland.ru   Добавить на Habr   Добавить на Moikrug

среда, февраля 07, 2007

B2B маркетинг в Великобритании

Неделю назад MarketingSherpa опубликовала интересную статью, описывающую особенности b2b-маркетинга в Великобритании (UK).

У кого нет времени читать полный текст, привожу тезисы:
  • При выходе на британский рынок - используйте британский английский, иначе говоря забудьте о использовании ваших маркетинговых материалов as is, вам надо будет полностью переработать тексты, заголовоки, слоганы, даже фотографии, если они используются, должны быть "британскими" (в статье есть хороший пример по поводу "неправильно", "по-американски" завязанных галстуков у людей на фотографиях);
  • Великобритания (Англия, Уэльс, Сев.Ирландия, Шотландия) является вторым по объему рынком Европы, и пятой мировой экономикой;
  • Население - 60.2 млн, по этому показателю британцы третьи в Европе;
  • Проникновение Интернет - 63%, что составляет почти тридцать миллионов пользователей (29.8);
  • 69% пользователей используют выделенку для доступа в Интернет, в Лондоне этот показатель достигает 78%;
  • Британские маркетологи - мировые лидеры в проценте использования Интернет-продвижения по отношению к другим рекламных каналам.
    Однако, пока это характерно для рынка консьюмерских, а не b2b-товаров. В любом случае, неожиданный для консервативных британцев факт. С другой стороны, при использовании онлайна 63% населения - немудрено;
  • В Британии маркетологи столкнуться с особыми правилами отправки писем, в связи с этим использование и оценка директ-мейла должны быть соответствующими.
Полная статья с полезными ссылками находится здесь.

Если вы не зарегистрированный подписчик, то поспешите! В открытом доступе текст будет доступен до 8 февраля по "американскому" времени.

Ярлыки: , , ,

Добавить на News2.ru   Забобрить эту страницу!   Добавить на Newsland.ru   Добавить на Habr   Добавить на Moikrug

суббота, февраля 03, 2007

Использование маркетинга в HR

В недавней заметке про использование "точек контакта" я приводил мини-пример использования этого простого метода в HR.

Пример этот - является выжимкой из более подробного "оригинала", отправленного мной в качестве решения для кейса от "Делового Петербурга".

Мой вариант был опубликован в качестве одного из решений, однако формат издания не позволил разместить его целиком.

Дабы не проподать добру, выкладываю полную версию на блог:

ЗАДАЧА:
Дано. Компания работает на IT-рынке. Она быстро развивается, поэтому для новых проектов постоянно требуются кадры.

Спрос на высококвалифицированных специалистов высок, и это создает трудности с набором персонала.

Вопрос. Как привлечь необходимое количество новых специалистов и удержать сотрудников, уже работающих в компании?

Как еще, кроме повышения заработной платы, можно решить эту проблему?

Вот такое решение я предложил:

Данный кейс надо разделить на две задачи - задача поиска новых сотрудников и задача удержания существующих. Рассмотрим каждую из них отдельно.

(1) НАЙМ НОВЫХ СОТРУДНИКОВ

Начнем с поиска новых сотрудников. Прежде всего, необходимо решать эту проблему как маркетинговую задачу, в которой "продавец" (работодатель) предлагает свой "продукт" (работу) потенциальным "клиентам" (кандидатам).

Для эффективного решения надо провести анализ сильных и слабых сторон вашей компании с точки зрения кандидатов на работу:
  • оплата труда;
  • карьерный рост и возможности повышения квалификации;
  • коллектив и корпоративная культура компании;
  • социальный пакет;
  • рабочая среда (проезд до офиса, офисные помещения и тд);
  • график работы (отпускные, отгулы, больничные, нормирование рабочего дня и тд);
  • и тд.
После перечисления всех преимуществ работы в компании необходимо провести сравнительный анализ с вашими конкурентами, другими IT-компаниями С.Петербурга. Осуществить анализ можно сбором информации из открытых источников, мониторингом сайтов о работе, консультациями с локальными кадровыми агенствами.

После завершения анализа можно будет сравнить каким образом выглядят ваши преимущества по сравнению с конкурентами-работодателями.

В итоге, необходимо выбрать ключевой набор преимуществ для создания отличительного позиционирования "продукта" - работы в вашей компании. Даже при проигрыше по заработной плате, можно подчеркнуть другие важные преимущества, главное подать их в привлекательном виде.

После позиционирования, необходимо приступить к реализации на практике, а именно, проанализировать возможные "точки контакта" вашего "продукта" и "клиентов" и внедрить новое позиционирование во все точки контактов.

Возможными "точками контакта" являются:
  1. текст объявления о вакансии на сайтах о работе;
  2. веб-сайт компании;
  3. отраслевые выставки;
  4. первое собеседование с кандидатом (проводится HR-менеджером или кадровым агенством);
  5. "сарафанное радио";
Каким образом можно оптимизировать каждую точку контакта?

1. Текст объявления на сайтах о работе должен содержать все те преимущества ("позиционирование"), которые вы определили;

2. На сайте, секция "Работа в компании" должна содержать не только открытые вакансии, но и разделы, описывающие преимущества и особенности работы у вас.

Например, "10 причин работать у нас", плюс преимущества работы в отделах компании (Маркетинг, Разработка, Тестирование, Аналитический). Плюс, корпоративный блог или статичные страницы раскрывающие вашу корпоративную культуру, особенности коллектива, совместного отдыха и праздников. Все это поможет передать атмосферу, в которой предстоит работать сегодняшним кандидатам.

3. На отраслевых выставках, стоит попробовать размещать листовки с открытыми вакансиями вашей компании, таким образом вы будете иметь возможность информирования о вакансиях потенциальных кандидатов из вашей или смежной отрасли.

4. Не зря говорят - "встречают по одежке", так и ваша первая встреча с кандидатом - это своеобразная проверка первого впечатления о вашей компании: начиная с момента встречи кандидата на проходной бизнес-центра, заканчивая оформлением комнаты, где проходит собеседование и тем каким образом проводится встреча.

Здесь можно порекомендовать:

  • пунктуальность при встрече кандидатов - не стоит заставлять себя ждать;
  • размещение на стены переговорной комнаты - наград и сертификатов компании, рекламных плакатов ваших продуктов, карты вашей дистрибуторской сети, организационной структуры компании и тд.
  • предложение кандидату кофе или чая в "брэндированной кружке" во время собеседования;
  • использование power-point презентации для рассказа о компании - это поможет эффективнее донести преимущества работы у вас т.к. воздействие происходит не только на слух (устная презентация), но и на зрение;
  • во время собеседования, HR-менеджер делает акцент именно на тех преимуществах, которые были определены в "позиционирование"

5. Можно ли сделать так, чтобы ваша компания широко обсуждалась как работодатель среди потенциальных кандидатов? Можно ли это сделать при минимуме вложений?

Вот несколько советов:
  • создайте яркую брошюру необычной формы, описывающую работу в компании, вручайте эту брошюру всем кандидатам, которые приходят на собеседовании. Даже если ваша вакансия его не заинтересует (или он не подойдет вам) - велика вероятность, что данная брошюра будете передана коллегам или друзьям кандидата;
  • эту же брошюру можно распространить среди кадровых агенств;
  • придумайте неординарные тестовые задания для кандидатов, а затем обсудите с PR-менеджером или маркетологом компании возможность публикации в прессе истории про этот нестандартный тест;

(2) УДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩИХ СОТРУДНИКОВ

При удержании текущих сотрудников общей рекомендации быть не может.

Причина - различные ожидания, которые есть у вашего персонала относительно своей работы.

Для кого то главным мотиватором является размер заработной платы, для кого то профессиональная реализации и рост квалификации, для третьих - комфортные условия работы и дружный коллектив.

Задача HR-менеджера - провести опрос сотрудников и выявить "общие проблемы", а также локализовать "горячие точки" с отдельными сотрудниками.
Как правило, общие проблемы, это: организация совместного досуга, социальный пакет, "прозрачность" работы всех отделов компании, возможность обучения. В зависимости от востребованности, необходимо реагировать и укреплять проблемную "зону".

Даже такие мелочи, как кофеварка с заварным кофе, бесплатные булочки и печенья, дартс или настольный футбол для отдыха - способны существенно поправить настроения в коллективе.

Ярлыки: , ,

Добавить на News2.ru   Забобрить эту страницу!   Добавить на Newsland.ru   Добавить на Habr   Добавить на Moikrug

четверг, февраля 01, 2007

Маркетинговая мудрость: как избежать негативного эффекта от рекламы

Размещаю очередной "гостевой пост" из цикла "маркетинговая мудрость". Сегодня своим маркетинговым наблюдением с нами делится Галина Сорокина, маркетолог-фрилансер.

Галина приводит пример, когда рекламное сообщение, что называется "не пошло" и, более того, спровоцировало негативный, "обратный" эффект:

Обратный эффект.

Эффект от рекламы иногда бывает никакой. А иногда - противоположный!

То есть, хотели продвинуть товар, а получили публичную критику и негативные отзывы.

Свежий пример:

Одна из Новосибирских языковых школ разместила на городском сайте статью. О том, что учить иностранные языки нужно. Ну и был намек - приходите к нам!

Читатели статьи оставили штук 30 комментариев, многие из них
сомневались...

Нет! Не в достоинствах той самой школы. А в необходимости учить язык именно в языковых школах! На следующий день статья исчезла с главной страницы сайта.

Критика сводилась к тому, что: учителя часто плохи, не все студенты стремятся к эффективной работе, цены на пособия завышены, и т.д.

В качестве альтернативы, вспомнили о частных репетиторах, широком выборе обучающих дисков в любом киоске. О бесплатных языковых клубах и других вариантах.

Понятно, что школа хотела получить новых учеников. Тогда не нужно было говорить о пользе языков «вообще». Слишком общая, расплывчатая реклама – не полезна и может навредить.

Ведь можно было описать реальные жизненные истории. Наверняка они были. Как Маша из нашей школы научилась «спикать» и вышла замуж за канадского бизнесмена, и как Вася из нашей школы смог получить престижную работу.

Так, чтобы в каждой фразе успех сочетался с названием школы. А в конце статьи – «заполните и отправьте эту форму и выиграйте главный приз – X месяцев (недель) бесплатного обучения!»


Добавлю свои пять копеек к данному кейсу:

Наблюдение верное - предвзятый материал, а по-большому счету, именно так можно назвать статью, однобоко описывающую любой вопрос, всегда вызовет на себя огонь критики. Если же в статье есть откровенные ляпы, то профессиональная репутация компании-рекламодателя и вовсе будет под угрозой.

Для того, чтобы избежать подобного "брака" не надо экономить на специалистах-маркетологах: если не можете позволить себе штатного, сотрудничайте с внештатными консультантами и копирайтерами. Еще одна полезная мера - привлекать к тестированию таких "жизненно" важных для фирмы материалов лучших сотрудников компании, имеющих внятное представление о рынке, на котором вы работаете.

Ярлыки: , ,

Добавить на News2.ru   Забобрить эту страницу!   Добавить на Newsland.ru   Добавить на Habr   Добавить на Moikrug